В сентябре многие родители сталкиваются с такой проблемой как адаптации ребёнка, ведь многие дети впервые в своей жизни идут в школу или в детский сад. Вся жизнь ребёнка меняется кардинальным образом, в привычную жизнь врываются серьёзные изменения.
Для ребёнка первый поход в школу или в детский сад является новым этапом в жизни, который может сопровождаться большим напряжением психических и физических функций.
И так, что же такое адаптация.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Есть несколько признаков, что Ваш ребёнок период адаптации проходит с определёнными трудностями:
- Можно заметить нарушение эмоционального состояния ребёнка - отмечается некоторая заторможенность, или напротив, выраженное беспокойство;
- Малыш испытывает трудности при взаимодействии со сверстниками;
- Нарушается сон, снижается аппетит;
- У ребёнка возникает стремление к эмоциональному контакту со взрослыми, или наоборот, избегает общения с ними;
- Расставание с родителями протекает болезненно и длительно;
- У ребёнка снижается двигательная и речевая активность.
Я предлагаю ознакомиться с важными советами, чтобы Ваш ребёнок прошёл данный период как можно легче:
- Первая и основная задача родителей - нормализовать режим дня. Если Ваш ребёнок впервые идёт в детский сад, Вы можете заранее ознакомиться с режимом ДДУ и начать соблюдать его вместе с ребёнком. С более старшими детьми можно составить режим дня. Контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребёнок учится планировать своё время, ставит себе цели, задачи, учится распоряжаться свободным временем;
- Необходимо нормализовать ночной сон, для того чтобы легко встать утром, необходимо лечь спать не позднее 21.00;
- У малышей важно сформировать навыки опрятности, научить их есть самостоятельно, складывать свою одежду, одеваться и обуваться. Очень важно научить ребёнка "туалетному" этикету, объяснить что нужно делать, если он захочет сходить в туалет;
- Необходимо интересоваться жизнью ребёнка в школе и в детском саду, принимать участие в его переживаниях, впечатлениях, учиться слушать его;
- Так же адаптацию проходят лучше дети, которые заранее познакомились с местом, куда затем пойдут учиться, побывали на территории учебного заведения, познакомились с учителем или воспитателем.
Необходимо оценивать готовность ребёнка к школе или детскому саду. Для этого его осматривает ряд узких специалистов, один из которых невролог. Он оценивает психо-эмоциональное состояние и речь ребёнка, его бытовые навыки, без которых пройти период адаптации будет сложнее.
Посещение образовательных учреждений оказывает огромное влияние на психологическое и физическое развитие ребёнка, поэтому в конце первого года обучения так же необходим профилактический осмотр невролога, чтобы оценить как ребёнок прошёл период адаптации и при необходимости дать рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению ребёнка.
Источники
- Greenberg, M. T., & A. C. W. Choi. (2018). The Process of Child Adaptation to New Environments. Developmental Psychology, 54(12), 2265-2274.
- Bowlby, J., & M. A. J. Ainsworth. (2020). Attachment and Adaptation in Early Childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(4), 345-359.
- Rutter, M., & C. M. C. O'Connor. (2019). Children’s Adaptation to Trauma and Stress. Annual Review of Clinical Psychology, 15, 145-168.
- Parker, G., & P. A. D. Williams. (2021). Parent-Child Interactions and Their Impact on Child Adaptation. Family Process, 60(2), 452-466.
- Cowan, C. P., & P. A. C. Cowan. (2018). The Role of Family Environment in Child Adaptation. Journal of Family Psychology, 32(5), 623-634.